МБОУ СОШ № 33
г. Белгород, Белгородская область, Белгородский район
  • Консультация для родителей «Дислексия, или почему ребенок плохо читает»

    Консультация для родителей «Дислексия, или почему ребенок плохо читает».

    Консультация для родителей

    «Дислексия, или почему ребенок плохо читает»

    Подготовила статью:

    учитель-логопед МБОУ СОШ №33

    г. Белгорода

    Зарубина Л.Л.

    Вы заметили, что вашему ребенку труднее, чем другим дается обучение чтению и письму? Он никак не может запомнить алфавит и сидит часами, чтобы прочесть пару слов, а ваши усилия исправить ситуацию оборачиваются большим стрессом для вас обоих? Скорее всего, у вашего ребенка дислексия.

    Но не спешите отчаиваться. В этой статье мы расскажем, что это за нарушение и что делать, чтобы помочь ребенку научиться читать и писать наравне с другими.

    Дислексия – болезнь или норма?

    Сначала давайте разберемся, как работает мозг дислектика. Вы знаете, что наш мозг состоит из левого и правого полушария. Левое отвечает за логику, язык, речь, чтение, числа, последовательность, рациональность. А правое – за воображение, интуицию, чувства, образы и пространственное мышление.

    У дислектиков более активно правое полушарие и лобная доля. И при чтении им сложнее сфокусироваться на буквах, связать их в слоги и слова и понять смысл прочитанного.

    Для таких детей буквы в словах выглядят как крючки, и запоминаются в виде картинок. То есть чтобы дислектику выучить слово и привязать к нему значение, ему нужно запомнить картинку из крючков в мельчайших деталях. А далее он уже угадывает, что там может быть написано. В результате чтение превращается в муки и отнимает много сил и времени.

    Можно ли считать дислексию нормой? С одной стороны – нет. Так как она препятствует нормальному развитию. Но с другой стороны – дислектики абсолютно нормальные дети, которые вне процесса обучения ничем не отличаются от своих сверстников. Просто их мозг работает по-другому.

    Симптомы причины расстройства чтения

    Более того, именно среди дислектиков больше всего гениев и выдающихся людей. В доказательство тому такие имена, как Альберт Эйнштейн, Уолт Дисней, Ганс Христиан Андерсон, Владимир Маяковский, Квентин Тарантино и ряд других.

    Вы подумаете: «Как люди с расстройством чтения и письма становятся знаменитыми писателями, актерами и режиссерами?». С точки зрения логики, в это трудно поверить. Но на самом деле так происходит потому, что дислектики очень хорошо компенсируют свой недостаток в жизни. Они более усердные и целеустремленные, чем обычные люди, потому что им хочется доказать себе и миру, что они не хуже других. И как мы уже говорили, потому что их мозг работает по-другому.

    Да, конечно, мы понимаем, что вам от этого не легче. Ведь ребенок отстает в школе, подвергается насмешкам одноклассников и давлению со стороны учителей. У него падает самооценка, и он все больше замыкается в себе.

    Поэтому, чем раньше вы начнете действовать, тем проще вашему ребенку будет в дальнейшем.

    Симптомы и причины расстройства чтения и письма у детей

    Конечно, у маленького ребенка выявить дислексию достаточно трудно. Нарушения проявляются, когда ребенок начинает готовиться к школе или уже ходит в первый класс.

    Вот основные симптомы, указывающие на дислексию:

    • ребенок не может распознавать буквы, которые уже вроде как выучил;
    • при чтении меняет буквы в словах местами;
    • перескакивает со строчки на строчку;
    • больше угадывает, чем читает;
    • пишет зеркально;
    • не понимает, где лево, а где право;
    • не усваивает правила и допускает много ошибок в словах;
    • допускает ошибки даже при списывании;
    • витает в облаках на уроках и не понимает, о чем говорит учитель.

              Но при этом проявление одного или двух признаков не говорит о том, что обязательно проявятся и другие. Тут все индивидуально. Но и в случае проявления одного из симптомов тоже расслабляться не стоит.

    ПРИЧИНЫ ДИСЛЕКСИИ:

    Скорее всего, вы спрашиваете себя: «Почему это произошло именно с нами? Что могло привести к этим нарушениям?». Попробуем ответить на ваши вопросы. Но вам придется напрячься и вспомнить прошлое.

    1. Наследственность

    Вы можете этого и не знать. Но если хоть кто-то в вашем роду или роду супруга страдал дислексией, то это может передаваться по наследству даже через несколько поколений.

    2. Проблемы во время беременности и родов

    Тут самые различные варианты: инфекция во время беременности, отслойка плаценты, анемия, переношенная беременность, обвитие пуповиной во время родов и др. Как правило, последствия этих проблем проявляются спустя время.

    3. Курение, употребление до или во время беременности алкоголя или наркотиков

    Все знают, что беременность желательно планировать. И все знают, что как минимум за полгода до зачатия нужно отказаться от всех вредных привычек и пройти полное медицинское обследование. Но все ли так делают? Конечно, нет! На то у каждого свои причины. Но в любом случае за ошибки родителей потом расплачиваются дети.

    4. Проблемы и заболевания у ребенка в первые годы жизни

    Тут тоже причины разные: сотрясение мозга, черепно-мозговая травма, инфекционные заболевания (краснуха, скарлатина, ветрянка, коклюш, полиомиелит, корь) и др.

    Конечно, обнаружение причины дислексии у ребенка ситуацию не исправит, но хотя бы вы перестанете терзаться вопросом «Почему?». Теперь перейдем к практике.

    Виды дислексии у младших школьников и корректирующие упражненияигры для чтения

    Дислексия - дислексии рознь. Поэтому мы отдельно пройдемся по каждой ее форме и дадим конкретные рекомендации.

    1. ОПТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

    Возникает из-за нарушения формирования пространственно-зрительного представления о формах, величине и цвете предметов. Ребенок с оптической дислексией не может нарисовать букву по образцу или по памяти, не узнает ее и не может дорисовать к ней недостающие элементы при необходимости. Таким детям очень тяжело осваивать чтение и письмо, поэтому при обучении нужен особый подход.

    Корректирующие упражнения

    1. Узнай букву

    Здесь работаем над пространственно-зрительным восприятием и воображением.

    Усаживаете ребенка к себе спиной и своим пальцем рисуете ему на спине букву. Так повторяете рисунок до тех пор, пока он не угадает букву.

    Это упражнение хорошо развивает воображение через ощущения. Когда вы рисуете буквы на спине ребенка, в мозгу возникают образы, которые он привязывает к определенной букве, тем самым лучше запоминая ее.

    1. Буквы-трансформеры

    Возьмите спички или счётные палочки и выложите из них несколько букв. Много сразу не делайте – хватит 3–4 штук. Попросите ребенка внимательно посмотреть и попытаться запомнить формы и расположение палочек, спичек в буквах. Затем попросите его зажмуриться и уберите из одной буквы одну палочку или спичку.

    Задача ребенка найти испорченную букву и достроить недостающий элемент.

    Упражнение тренирует память и улучшает узнаваемость букв.

    2. ФОНЕМАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

    Ребенок с фонематической дислексиеей читает слова по буквам, путает звуки, переставляет буквы и слоги в словах. Да, это именно тот случай, когда чтение не только самое бесполезное занятие для ребенка, но и невыносимая пытка.

    Корректирующие упражнения

    1. Зачеркни буквы

    Упражнение подходит для детей, которые уже знают алфавит.

    Итак, берете старый ненужный журнал или книгу и просите ребенка за 5–10 минут зачеркнуть в одном абзаце все буквы «Т». А в следующий раз просите его зачеркнуть все буквы «Т» уже на всей странице. Потом постепенно просите зачеркнуть уже не одну, а две буквы в абзаце и так по мере увеличения скорости ребенка добавляете все больше букв.

    Такое упражнение поможет ребенку лучше концентрироваться на буквах и допускать меньше ошибок при чтении.

    1.  Посчитай звуки

    Тут все просто читаете ребенку слово и просите его посчитать в каждом слове звуки.

    Такое упражнение позволит ребенку научиться на слух определять звуки и не путать их в словах.

    1. МНЕСТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

    Или, говоря простым языком, смысловая дислексия, проявляется в сложности усвоения всех букв и неумении различать их. У ребенка нарушена речевая память, и он не может связывать звук и зрительный образ буквы.

    Для коррекции этого вида дислексии нужны упражнения, развивающие межполушарную симметрию, слухоречевую и зрительную память.

    Корректирующие упражнения

    1. Найди лишний слог

    Возьмите карточки или кубики со слогами, содержащими одинаковую букву, например, «И». Так, чтобы перед ребенком было несколько слогов: «ПИ», «МИ», «ЗИ», «ВИ». А одна из карточек должна быть с другой гласной, например, «БА».

    Затем попросите ребенка найти лишний слог и пояснить, почему он лишний.

    1.  Добавь нужный слог

    Итак, перед вами и ребенком все те же карточки со слогами. Теперь придумайте слово, которое заканчивается на один из этих слогов. Например, «борь-БА» и прочитайте его, не называя последнего слога. Ребенок должен найти среди карточек нужный слог и добавить его к слову.

    Благодаря этим упражнениям происходит тренировка зрительной и слухоречевой памяти.

    1. АГРАММАТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

    У ребенка с аграмматическойдислексией явно выражено нарушение речи. Это проявляется в неправильном назывании числа, рода и падежей: «он пошла», «был у бабушка», «они говорит» и т.п.

    Корректирующие упражнения

    1. Назови пропущенное слово

    Здесь смысл в том, что вы читаете уже знакомые ребенку сказки или стихи и намеренно пропускаете слова.

    Например,

    Добрый доктор….

    Он под …. сидит.

    Приходи к нему лечиться

    И корова, и ……

    Ребенок должен постараться назвать правильно пропущенные слова. Упражнение работает на автоматическое запоминание падежей, склонений, числа.

    5. СЕМАНТИЧЕСКАЯ ДИСЛЕКСИЯ

    Или простыми словами – смотрю в книгу, вижу фигу. Это та форма дислексии, при которой ребенок абсолютно нормально читает, но не понимает смысла прочитанного. То есть у него механическое чтение не переходит в осознанное.

    Корректирующие упражнения

    1. Объясни смысл

    Берете любую детскую книгу и просите ребенка вдумчиво прочесть любое предложение. Затем спрашиваете, что он понял. Если ничего, то читаете еще раз сами и снова спрашиваете, одновременно поясняя ему непонятные моменты.

    Для разбора лучше выбирайте более сложные предложения, чтобы ребенок мог представить более детальную картинку.

    1. Чтение текстов-анаграмм

    Тексты-анаграммы – это тексты, где в словах написаны правильно только первые и последние буквы, а остальные перемешаны.

    Например, «ЕахлГеркачреезркеу. ВдиитГерка в ркеу рак».

    По результатам исследований ученых одного английского университета, мы читаем не по буквам, а слово целиком. Главное, чтобы первая и последняя буквы в словах были на своих местах.

    Такие тексты можно поискать в интернете и распечатать для занятий.

    Как показала практика, такие простые упражнения способны за 2–3 недели помочь ребенку перейти от механического к осознанному чтению.

    Общие советы для родителей детей с дислексией

    Главное, дорогие родители, наберитесь терпения и относитесь к своему ребенку с пониманием. Не ругайте, не упрекайте и не давите. Он должен чувствовать, что вы на его стороне.

    Примите ситуацию как факт и начните действовать. Кроме самостоятельных занятий дома, обязательно сводите ребенка к психологу, психотерапевту и логопеду. Врачи проведут специальные тесты, и определять форму и степень тяжести дислексии.

    Советы для детей с дислексией

    А если у вас нет такой возможности или вам некогда заниматься с ребенком самостоятельно, попробуйте уроки по чтению в нашей онлайн-школе. 90% успеха в борьбе с дислексией и в обучении зависит от преподавателей

    Ссылка сайта:

    https://kidskey.org/blog/why-a-child-cannot-learn-to-read

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie